Почему-то все чаще сталкиваюсь с мнением, что игры для детей - это не более, чем баловство и отношение к ним соответствующее. Аргументация и вовсе поражает: так как ребёнок веселится и радуется в этот момент, то ничему хорошему в этот момент научиться не может! А обучение – это вообще процесс тяжелый, потому всё что приносит радость – априори не может быть полезным (привет, советская школа!). А иногда и вовсе уходят в крайность, мол ребенка надо «ломать» под себя. Это вообще жуть!
На мой взгляд, этот тезис не имеет под собой каких-то серьёзных обоснований. Конечно же, говорить, что, если обучение сложное, то оно обязательно неэффективное, тоже не стану (очевидно, это также неверно). Но хотелось бы сейчас поведать о том, почему веселье далеко не всегда коррелирует (идёт совместно) с «бестолковостью».
Какими бы игры не были, их все объединяет следующее:
1. Правила. Заранее оговоренные или даже придуманные на ходу. Даже если ребёнок играет в условные «дочки-матери», то у него есть видение того, как всё должно происходить и нарушение этого видения будет вызывать такое же непонимание с его стороны, как и нарушение правил в спорте у игроков.
2. Любая игра – это активная и произвольная деятельность. Ребенок является активным актором. Если человек неактивен в игре, то в этом случае он уже наблюдатель.
Являясь активным участником, ребёнок сам принимает те или иные решения, сталкивается с их последствиями и делает выводы – тем самым развиваясь! Правила же создают необходимость удерживать заранее обозначенную или подразумевающуюся инструкцию. Простые правила, разумеется, удержать несложно, но для сложных стоит иметь развитые память, внимание, абстрактное и вербально-логическое мышление, а также понимание сложных логико-грамматических конструкций. При этом, в случае непонимания ребёнком некоторых деталей правил, но понимании общей канвы происходящего, он сможет в процессе непосредственной игры понять для себя эти нюансы и уже «задним числом» связать их с тем, как их объясняли до этого (но утверждать, что всегда так происходит тоже нельзя).
Помимо всего прочего, игры позволяют развивать произвольность внимания и памяти, речь, мышление, целеполагание и др.
На мой взгляд, этот тезис не имеет под собой каких-то серьёзных обоснований. Конечно же, говорить, что, если обучение сложное, то оно обязательно неэффективное, тоже не стану (очевидно, это также неверно). Но хотелось бы сейчас поведать о том, почему веселье далеко не всегда коррелирует (идёт совместно) с «бестолковостью».
Какими бы игры не были, их все объединяет следующее:
1. Правила. Заранее оговоренные или даже придуманные на ходу. Даже если ребёнок играет в условные «дочки-матери», то у него есть видение того, как всё должно происходить и нарушение этого видения будет вызывать такое же непонимание с его стороны, как и нарушение правил в спорте у игроков.
2. Любая игра – это активная и произвольная деятельность. Ребенок является активным актором. Если человек неактивен в игре, то в этом случае он уже наблюдатель.
Являясь активным участником, ребёнок сам принимает те или иные решения, сталкивается с их последствиями и делает выводы – тем самым развиваясь! Правила же создают необходимость удерживать заранее обозначенную или подразумевающуюся инструкцию. Простые правила, разумеется, удержать несложно, но для сложных стоит иметь развитые память, внимание, абстрактное и вербально-логическое мышление, а также понимание сложных логико-грамматических конструкций. При этом, в случае непонимания ребёнком некоторых деталей правил, но понимании общей канвы происходящего, он сможет в процессе непосредственной игры понять для себя эти нюансы и уже «задним числом» связать их с тем, как их объясняли до этого (но утверждать, что всегда так происходит тоже нельзя).
Помимо всего прочего, игры позволяют развивать произвольность внимания и памяти, речь, мышление, целеполагание и др.